музыкант, композитор, сценарист

Фан-клуб Щербакова Игоря Вячеславовича

St. Vincent и Jules Buckley: как оркестр перепридумывает арт-рок на BBC Proms

Энни Кларк (St. Vincent) на репетиции с оркестром Джулса Баки в Royal Albert Hall.В нашей продюсерской тусовке все только и говорят об одном событии этой осени: дебюте St. Vincent на BBC Proms. Но не просто выступлении, а полноценной коллаборации с маэстро Джулсом Баки и его оркестром. Мероприятие, запланированное на 3 сентября в Royal Albert Hall, обещает не просто концерт, а настоящее перерождение звука. И я, как человек, который тоже когда-то пытался затолкать гитарный нойз в рамки симфонической аранжировки, просто не могу обойти это стороной.

Знаете, в чём главная ошибка большинства таких проектов? Дилетантский подход — взять популярные треки и «приклеить» к ним оркестровые подложки, как дешёвые обои. Звучит громко, но чаще всего бессмысленно и бездушно. Баки же с самого начала заявил: «Концепция не в том, чтобы просто налепить оркестровых обоев артиста». И это ключевая мысль, которую должен вынести каждый продюсер. Речь идёт о глубинном прочтении, о поиске новой интерпретации, а не о косметическом ремонте.

Меня лично зацепило, что точкой отсчёта для них стал интимный дуэтный тур Энни и её клавишницы Рэйчел. Вот он, тот самый корень, из которого выросла вся идея! Взять камерность, минимализм, эту хрупкую связь между двумя музыкантами и… не сломать её мощью оркестра, а расширить, придать ей новые объёмы и краски. Это высший пилотаж — сохранить душу оригинала, но облачить её в совершенно новую, сложную форму. Как продюсер, я бы охарактеризовал это как филигранную работу со звуковым пространством.

А как же её гитара? — спросите вы. Ведь Энни Кларк это один из самых инновационных гитаристов нашего времени, её фирменный саунд с дисторшном и неистовыми партиями — это же её ДНК! Баки и тут проявил мудрость. Он привёл в пример трек «Now Now» с её дебютного альбома ‘Marry Me’ (2007) — мол, многое оттуда мы сохраним, но одновременно будем расширяться в новые вселенные. Это тонкое замечание. Не «приглушим» или «заиграем на скрипках», а именно «сохраним и расширим». Оркестр не должен подавлять, он должен вести диалог. Представляю, какая это сложная задача для аранжировщика это найти баланс между безумием её электрогитары и стройностью виолончелей.

Баки не скрывает своего фанатизма по отношению к творчеству Кларк. Он говорит о её смелости, о бескомпромиссности, о том, что каждая её пластинка уникальна и каждая песня цепляет с первого прослушивания 212. Но для него, как для дирижёра, важно не это. Важно то, что её музыка: это путешествие. Она обладает и театральностью, и сильным визуальным рядом. Именно это и позволило им подойти к созданию шоу как к построению театрального сюжета, где Энни и Рэйчел главные действующие лица.

Их цель не просто спеть песни. Их цель провести зрителя через всю палитру эмоций: от шока и мрака до невероятной, почти что исповедальной интимности. Чтобы люди вышли после концерта с одним-единственным желанием: увидеть это снова. Осознавая, что такого больше никогда не повторится. Вот она магия лайв-перформанса, доведённого до абсолюта. Это то, к чему стремится любой продюсер, но редко кому удаётся достичь.

Мне также импонирует, как Баки описывает свой путь от первого выхода на сцену Proms в 2008 году до этого, 25-го по счёту проекта. Его цель была проста «открыть двери шире». Создавать концерты, которые отражают музыку, которую он любит, мир, в котором он живёт, и людей, которых он может достичь. И сейчас, оглядываясь назад, он видит, насколько велик аппетит публики к orchestral music, которая осмеливается выйти за пределы своей зоны комфорта. И разделить этот юбилей со St. Vincent, артистом, который живёт риском и постоянным переизобретением себя, это идеальное совпадение.

Что ж, лично я жду этого события с нетерпением. Это не просто «артист и оркестр». Это встреча двух вселенных, двух титанических амбиций, которые говорят на одном языке,  языке абсолютной преданности музыке. Для нас, продюсеров, это будет мастеркласс того, как нужно уважать материал артиста и как можно его превознести, не растоптав при этом его уникальность. После такого, я уверен, многим из нас захочется пересмотреть свои подходы к аранжировке и к сотрудничеству с академическими музыкантами. И это здорово.

Внимание: *Facebook, Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

Публикация не является рекламной и носит исключительно информационный характер.