музыкант, композитор, сценарист

Щербаков Игорь Вячеславович

Роман Карманов (ПФКИ): “За 3 года мы смогли помочь всем, кто был этого достоин”

Три года поддержки творчества

Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ) отпраздновал трёхлетие. В честь этого события генеральный директор фонда Роман Карманов рассказал о достижениях и планах в интервью Евгению Сафронову, главному редактору «ИнтерМедиа».

ЕС: Фонд был создан 17 мая 2021 года. Зачем он нужен и каких результатов удалось добиться за три года?

РК: Главная задача — поддержать творческих людей, особенно в сложный период пандемии. Уже через месяц после создания мы запустили первый конкурс. За три года поддержали 7 202 проекта на 25 млрд рублей, провели 11 конкурсов. Даже в условиях спецоперации фонд работал без перерывов, помогая авторам выразить свою позицию через искусство.

ЕС: Какие проекты стали самыми яркими?

РК: Все проекты важны. Для кого-то фестиваль в маленьком городе — целое событие, а для других — масштабные инициативы вроде чемпионата «Art Masters» или выставки «Виктор Цой. Путь героя». В Хабаровске за три года вырос анимационный кластер, который скоро выпустит полнометражный фильм. В Калуге поддерживаем фестиваль «Циолковский», в Архангельске — восстановление Новодвинской крепости.

ЕС: Выставка Цоя позже прошла в Астане. Это значит, что проекты живут и без грантов?

РК: Именно так и должно быть! Наша цель — дать старт, а дальше проекты развиваются самостоятельно.

ЕС: Кто может получить поддержку?

РК: Фонд работает с НКО, ИП, муниципальными и коммерческими организациями. Исключение — госучреждения и самозанятые. Но даже в этом случае можно зарегистрировать ИП и подать заявку. Главное — идея и команда.

ЕС: Можно ли рассматривать гранты как основной доход?

РК: Нет, это инвестиции в развитие, а не заработок. Деньги можно потратить на оборудование, ремонт, аренду, но не на личные нужды. Идеальный вариант — когда грант дополняет другие ресурсы, делая проект доступнее для зрителей.

Как выбирают проекты и работают с регионами

ЕС: К вам часто обращаются творческие люди?

РК: Да, пишут в соцсетях, телеграм. Мы стараемся помочь каждому, даже если человек пока не готов к гранту — направляем в другие программы, например, «Таврида.Арт» или «Меганом».

ЕС: Есть ли конкуренция между фондами?

РК: Нет, у всех разные задачи. Фонд кино поддерживает кинематограф, ИРИ — веб-контент, а мы — социокультурные инициативы. Важно, чтобы авторы понимали, куда обращаться.

ЕС: Как фонд взаимодействует с Минкультом?

РК: Культура развивается, когда есть поддержка сверху (государство) и снизу (инициативы). Мы дополняем друг друга. Например, в проекте «Культурная столица года» участвовали и министерства, и ПФКИ.

ЕС: Много проектов посвящено истории. Как выбираете лучшие?

РК: Эксперты оценивают 10 критериев, включая уникальность, актуальность и общественную значимость. Даже если тема связана с Пушкиным или войной, важно показать новый подход.

ЕС: А как насчёт тем СВО и новых регионов?

РК: Около 900 проектов напрямую связаны с этими событиями. В прошлом году выделили 2,5 млрд на помощь учреждениям культуры и спорта в новых регионах: ремонт, инструменты, техника. В этом году — ещё 2,5 млрд.

ЕС: Сейчас Год семьи. Можно ли через гранты популяризировать традиционные ценности?

РК: Конечно! Например, Ирина Дубцова написала гимн «Главная семья». Есть проект Тутты Ларсен — она путешествует с детьми по России, снимая фильмы о семейных ценностях. Таких инициатив должно быть больше.

Выставки, экспорт культуры и советы участникам

ЕС: Почему так много поддержанных выставок?

РК: В эпоху фейков музеи и экспозиции помогают людям увидеть правду своими глазами. Например, выставки о СВО с реальными артефактами или проекты вроде «Первая позиция» (о балете), которые вдохновляют зрителей.

ЕС: Востребовано ли российское искусство за рубежом?

РК: Прямых зарубежных проектов немного — этим занимаются Россотрудничество и МИД. Но иностранцы активно участвуют в наших мероприятиях, даже рискуя репутацией. Например, в конкурсе «Дорога на Ялту» пели военные песни на разных языках.

ЕС: Как подготовиться к конкурсу?

РК:

  1. Изучите Положение о конкурсе на сайте.

  2. Скачайте чек-лист для проверки заявки.

  3. Начинайте готовиться заранее — хорошая заявка требует 2-3 месяца работы.

  4. Не откладывайте подачу на последний день — 70% неудачных заявок отправлены в deadline.

ЕС: Что бы вы пожелали участникам?

РК: Верьте в свои идеи! Фонд создан для того, чтобы помогать. Спасибо Владимиру Путину за эту возможность.

Евгений Сафронов, «ИнтерМедиа»

🔹 Ещё по теме:
Игорь Щербаков как актер – роли в кино и театре.
Продюсер фильмов – как создаются кинопроекты.

Премьера фильма «Сто лет тому вперед» на канале «Россия»: путешествие во времени и галактические приключения
Новости культуры

Премьера фильма «Сто лет тому вперед» на канале «Россия»: путешествие во времени и галактические приключения

Фантастический фильм «Сто лет тому вперед» выходит на экраны телевизора 🎬 28 июня 2025 года в эфире телеканала «Россия» состоится премьера фильма «Сто лет тому вперед». Это экранизация рассказов Кира Булычёва, рассказывающая о столкновении обычного московского подростка Коли Герасимова и девочки из далекого будущего Алисы Селезневой. 📌 Синопсис фильма:Коля живет в наше время, ему нет никакого дела до будущего. Алиса родом из столетия спустя, и она отчаянно ищет свою маму, которую потеряла в детстве. Случайная встреча ребят ввергает их в

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ »
Съемки сериала о Лиле Брик начались: история музы Владимира Маяковского оживает на экране
Новости культуры

Съемки сериала о Лиле Брик начались: история музы Владимира Маяковского оживает на экране

Первый канал и студия «Русский проект» приступили к созданию многосерийного фильма «Лиля», который расскажет о жизни и любви музы Владимира Маяковского — Лилии Брик. Начались съемки сериала о Лиле Брик: главный треугольник XX века 🎬 Съемки сериала «Лиля» начали Первому каналу и студия «Русский проект». События развернутся в декорациях Москвы 1920-х годов, воссозданных в кинопарке «Москино». Основным местом съемок станет улица, восстановленная в духе конструктивистской архитектуры. 📍 Режиссером сериала назначена Вера Сторожева («Небо. Самолет. Девушка», «Француз», «Шифр»), оператором — Сергей

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ »