
Как один звездный дуэт пытается спасти тонущий корабль сюжета
Знаешь, это чувство, когда в руки попадает идеальный драматургический материал — стареющий, пьющий гений, токсичная семья, собранная в готическом особняке для разбора застарелых ран, — и ты уже предвкушаешь мощнейшую камерную драму в духе Бергмана? А в итоге получаешь нечто аморфное, что плывет по течению, пока не натыкается на сюжетный поворот, от которого не то что волосы встают дыбом, а хочется тихо закрыть лицо руками от его надуманности. Именно это, к огромному сожалению, происходит с «& Sons» Пабло Траперо.
Сценарий, который он написал в соавторстве с Сарой Полли, похож на роскошный автомобиль с пробитым колесом. Всё есть: блестящий актерский состав, атмосферное место действия, завязка, полная напряжения. Но этот один-единственный, «гигантский» поворот, о котором так загадочно намекает рецензия, оказывается настолько неправдоподобным, что подрывает эмоциональную достоверность всей истории. Он не становится тем стержнем, вокруг которого накручивается драма; он скорее напоминает дешевый трюк, который используют, когда не знают, как честно разрешить запутанные отношения между персонажами.
Драма там, где её не ждали: настоящий конфликт скрывался на втором плане
Ирония всей этой ситуации в том, что самый мощный драматический заряд содержится не в основном раскладе, а во второстепенном сюжете. Пока зритель ломает голову над главной «тайной» Дайера, его сын Ричард (Джонни Флинн), одержимый тем, что отец ему должен, обрушивает на всех второе откровение. И вот оно-то, по мнению многих, куда как правдоподобнее и больнее. Оно могло бы стать основой для отдельного, куда более сильного фильма. Но ему не дают раскрыться, задвигая на задний план в угоду более громкому, но менее убедительному ходу.
И тут мы подходим к главному — и единственному бесспорному — достоинству фильма. Когда в кадре вместе оказываются Билл Найи в роли брюзжащего литературного льва и Имельда Стонтон в роли его бывшей жены Изабель, картина на мгновение оживает. Их словесная дуэль — это чистый кислород после удушающей атмосферы неопределенности. Они не играют, они действительно проживают эту сцену: два титана, которые без единого лишнего жеста передают годы накопленной боли, разочарования и, возможно, толики старой привязанности. Жаль, что таких моментов — раз-два и обчелся.
Игра стоит свеч, но сценарий подвел
В конечном счете, «& Sons» — это тот случай, когда талантливые актеры и режиссер борются с материалом, который им изначально не подходит. Траперо, мастер жесткого социального реализма («Клан»), кажется, немного потерялся в дебрях английской семейной саги. Фильм оставляет после себя смешанное чувство: восхищение от игры Найи и Стонтон и легкое раздражение от осознания того, каким мощным мог бы быть этот проект, если бы его драматургический фундамент был хоть наполовину так же крепок, как его исполнители.



