музыкант, композитор, сценарист

Фан-клуб Щербакова Игоря Вячеславовича

Судебная битва Cradle Of Filth: как группа разваливается из-за денег и амбиций

Дэни Филт из Cradle of Filth на сцене в Сувилахти 27 июня 2025 года в Хельсинки, Финляндия. (Фото: Венла Шалин/Redferns)
Дэни Филт из Cradle of Filth на сцене в Сувилахти 27 июня 2025 года в Хельсинки, Финляндия. (Фото: Венла Шалин/Redferns)

Судебная битва Cradle Of Filth: взгляд изнутри на то, как группа разваливается из-за денег, амбиций и «дурацких клоунских выходок»

Знаете, в нашей продюсерской кухне есть такое невеселое правило: группа рано или поздно умрет. От распада, от творческого выгорания, от банальной человеческой неприязни. Но самая мерзкая и затяжная смерть всегда связана с деньгами. Вот смотрите, приходит ко мне как-то раз молодой коллектив, глаза горят, играют так, что стены дрожат. И я им сразу говорю: «Ребята, давайте сначала про бумаги поговорим, а потом уже про творческий полет». Смотрят на меня как на дурака. Мол, мы же искусство делаем, какие бумаги? А потом проходит пять лет, и они суются друг в другу микшерными пультами из-за несчастных процентов с продажи мерча. Печальная история, да?

И вот вам свежий, еще пахнущий судебными чернилами пример это Cradle Of Filth. Шесть бывших участников, целый оркестр недовольных, подали коллективный иск против лица группы, Дэни Филта. Читаешь список претензий, будто учебник по музыкальному менеджменту открыл, только вместо правил там сплошные ошибки. Нарушение авторских прав, невыплата роялти, незаконное использование изображений… Боже мой, да это же стандартный набор проблем любого коллектива, который однажды решил, что «дружба и музыка важнее всяких формальностей».

Меня, честно говоря, меньше всего удивляет факт суда. Удивляет его масштаб. Шесть человек! Это вам не ссора басиста с гитаристом из-за пачки сигарет. Это системный коллапс. Это значит, что годами копилось, кипело под крышкой готического имиджа и грохочущих гитар, и вот наконец прорвалось. И знаете, что стало той самой последней каплей, переполнившей чашу терпения? Нет, не низкие гонорары, о которых заявили ушедшие клавишница Зои Мари Федерофф и ее муж-гитарист Ашок. И даже не «непрофессиональное поведение людей над нами». Все гораздо смешнее и, если вдуматься, поучительнее.

Коллаборация с Эдом Шираном как «дурацкие клоунские антики»

Представьте себе: вы играете мрачный, сложный, нишевый метал. Ваши фанаты — люди в черном, с серьезными лицами обсуждающие оккультные символы на ваших альбомах. И тут вы решаете сделать коллаборацию с… Эдом Шираном. Да-да, с тем самым парнем с акустической гитарой, который поет милые поп-песенки. Гитарист Ашок в своем прощальном посте в Instagram прямо назвал это «foolish clown antics» дурацкими клоунскими выходками. И я его, знаете ли, понимаю.

С точки зрения чистого пиара и охвата аудитории это ход, возможно, и гениальный. Все СМИ написали, все обсуждали, хайп подняли знатный. Но с точки зрения внутренней химии группы это самоубийство. Это плевок в лицо тем, кто годами выстраивал определенную эстетику. Музыканты чувствуют себя не творцами, а клоунами в цирке, которых заставляют прыгать через огненное кольцо ради лайков. После такого любой, даже самый мелкий финансовый спор, превращается в принципиальный конфликт «а во имя чего, собственно, мы все это терпим?».

Филт, конечно, пытался оправдаться. Показывал скриншоты переписок, говорил, что контракты были черновиками, что их подписали в спешке перед туром. Ошибка, мол, признаю. Но в индустрии, где каждый второй готов тебя обмануть, «черновой контракт» это не ошибка, это либо наивность, граничащая с глупостью, либо осознанная позиция. Когда ты лицо группы, ты несешь ответственность за всех. И если твой гитарист работает за «относительно низкую оплату» и испытывает «довольно высокий стресс», то вопрос не к гитаристу, а к тебе, дорогой фронтмен. Куда деваются деньги? Почему система выстроена так, что люди горят и уходят?

«Пьяные драки» и «клевета»: чем пахнет за кулисами готического металла

Дальше — больше. Филт в своих ответных постах не просто отрицает обвинения, он переходит в контратаку. Сообщает о «пьяных драках» между супругами Федерофф и Ашоком прямо на фан-встречах, о «паттернах оскорбительного поведения». Это, я вам скажу, классика жанра. Когда нечего сказать по существу финансовых претензий, начинаешь дискредитировать оппонентов, выносить сор из избы.

Публичная перепалка это всегда признак того, что за кулисами уже не осталось никаких инструментов для решения проблем. Ни доверия, ни уважения, ни даже банального профессионального диалога. Остается только вываливать друг на друга компромат в соцсетях и надеяться, что общественное мнение примет твою сторону. И знаете, кто в этой войне страдает больше всего? Фанаты. Те самые люди, которые покупают билеты, мерч и верят в этот коллектив как в нечто большее, чем просто группа музыкантов.

А что же иск? Авторские права, мерч, невыплаченные роялти… Это все симптомы одной болезни под названием «прозрачность». Вернее, ее отсутствия. Современные музыканты, особенно те, кто прошел через эпоху стриминга, стали куда более подкованными в вопросах прав и доходов. Они больше не готовы просто «радоваться возможности играть». Они хотят знать, за что платят, сколько и почему.

Что будет с брендом «Cradle Of Filth»?

И вот теперь главный вопрос: что будет с самим брендом «Cradle Of Filth»? Дэни Филт, по сути, и есть этот бренд. Он единственная константа на протяжении всех этих лет. Он заявляет, что сосредоточен на том, чтобы «доносить шоу со страстью, которую заслуживают наши фанаты, и на построении более сильного, ясного фундамента для всех наших музыкантов в будущем». Звучит красиво. Но как ты построишь этот ясный фундамент, когда под тобой горит земля и тебя тащат по судам полсостава твоей бышей команды?

Этот суд не конец группы. Группы с таким именем и таким лидером умирают медленно. Но это точный и безжалостный диагноз. Диагноз системе, которая устарела, которая работает по лекалам прошлого века, не замечая, что музыканты из покорных наемных работников превратились в осознанных творцов, знающих себе цену.

Лично я в этой истории не вижу правых и виноватых. Вижу систему, которая дала сбой. И вижу суровый урок для всех, кто считает, что в музыкальном бизнесе можно полагаться на рукопожатия и устные договоренности. Бумага, ребята. Всегда бумага. Контракт, прописанный до запятой, это не недоверие. Это единственный способ сохранить и музыку, и человеческие отношения, когда на кону стоят большие деньги и еще большие амбиции.

Внимание: *Facebook, Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

Публикация не является рекламной и носит исключительно информационный характер.